Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Многие люди часто жалуются на расстройства памяти. Дефекты в памяти замечают практически все люди, если действительно такие процессы происходят. Этим память отличается от иных процессов, к примеру. от мышления. Учёные отмечают, что расстройства памяти являются частым симптомом заболевания мозга. Ряд нарушений психической деятельности, к примеру, нарушение работоспособности, или нарушение мотивационной сферы, могут иногда выступать для человека признаками расстройства памяти. Проблемы расстройства памяти всегда стояли в центре психиатрических и патопсихологических исследований. Вероятно – это происходит от того, что проблема памяти наиболее разработана в классической психологической литературе.
Исследователи в области памяти отмечают, что мнестические нарушения являются часто встречающимся синдромом. Память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком действия. Успешность выполнения деятельности находится в непосредственной зависимости от того, какое количество единиц информации запоминается и воспроизводится. Память является важнейшей, в том числе и познавательной функцией. Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени и как они влияют на протекание познавательных процессов человека.
Процесс запоминания является одним из свойств памяти. Большое значение придается изучению различных факторов, влияющих на запоминание. В частности, было отмечено, что использование различных вспомогательных средств облегчает запоминание. Сегодня достаточно разработаны теоретические аспекты в области изучения памяти человека, но на практике не всегда хватает методических материалов, чтобы пользоваться ими при признаках нарушения памяти той, или иной возрастной группы. В этом заключается актуальность работы.
Цель работы: изучить сведения о памяти человека, рассмотреть виды нарушений памяти и методы коррекции памяти.
Объект работы: процессы нарушения памяти человека.
Предмет: изучение нарушений памяти человека и ее коррекция.
Задачи:
1.Выявить общие сведения о памяти человека.
2.Определить виды нарушения памяти и описать причины их возникновения.
3.Описать методы коррекции памяти человека.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, анализ, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1: теоретические основы изучения памяти человека
1.1.Общие сведения о памяти человека
Психолог Р.С. Немов отмечал, что те впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют в его жизни определенный след. Эти впечатления сохраняются и закрепляются, затем, при необходимости и по возможности, они воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. С.Л.Рубинштейн писал, что наше прошлое было бы мертво для будущего, или безвозвратно исчезало бы в прошлом, если бы мы не владели памятью. И. М. Сеченов говорил, что наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. Память лежит в основе способностей человека и является условием его научения. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности [14].
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процесс. Этот процесс выполняет в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Именно эти функции являются для памяти человека основными. Они различны по структуре, по исходным данным и результатам. У разных людей эти процессы развиты не одинаково. В научной литературе существует много различных определений понятия память. Р.С. Немов писал, что – это процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. Е.И. Рогов считал, что это запечатление, сохранение и последующее узнавание, и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. Л.В. Черемушкина говорила, что это основа психической жизни и основа нашего сознания. Анализируя различные определения можно прийти к выводу, что понятие память является достаточно разнообщным [20].
Рассмотрим одну из важнейших психических функций памяти. Память есть процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Это важнейшая психическая функция является объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Память имеет огромное значение для жизни и деятельности каждого конкретного человека. Не менее важно это и для всего общества [17]. Память определяют как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях. Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы ограниченным, поскольку проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия. Без памяти не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания. Невозможен был бы факт непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть. Память органически участвует в процессе восприятия. И.М. Сеченов утверждал, что видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала [2].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Агафонов, А. Ю. Психология мнемических явлений: Учебное
пособие [Текст] / А. Ю. Агафонов, Е. Е. Волчек. – Самара: Изд – во
Универс – групп, 2005.-267 с.
2. Асмолов, А. Г. Мир восприятия и памяти. Культурно-
историческая психология и конструирование миров [Текст] / А. Г.
Асмолов. - М.: Смысл, 2006.- 112 с.
3. Бархатова, С. Г. Быстрота и прочность запоминания и их
соотношение у школьников [Текст] / Возрастные и индивидуальные различия
памяти [Текст] / С. Г. Бархатова. - М.: Просвещение, 2007.- 95 с.
4. Богословский, В. В. Общая психология: Учебное пособие для
студентов педагогических институтов [Текст] / В. В. Богословский А.
А. Степанов, А. Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2001.-323 с.
5. Ведмеш, Н.А. Память в психологии [Электронный ресурс] /- 2015.- Режим доступа: https://psihomed.com/pamyat/(дата обращения: 01.05.2022).
Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание [Текст] / П. И.
Зинченко. - М.: Просвещение, 2001.-212с.
6. Зинченко, Т. П. Когнитивная и прикладная психология [Текст] /
Т. П. Зинченко. – Воронеж: Изд – во НПО «МОДЭК», 2000.- 311 с.
7. Иванова, Е.Ф Теория памяти Г.К. Середы как развитие идей школы П.И. Зинченко [Текст] / Культурно-историческая психология 2018. Том. 5, № 2. С. 23–37.
8. Изюмова, С. А. Свойство активированности и процессы
переработки и хранения информации у человека [Текст] / С. А. Изюмова. - Психофизиологические исследования интеллектуальнойсаморегуляции и активности - М., 2000.-163с.
9. Изюмова, С. А. Уровни памяти человека и их
психофизиологические характеристики. Вопросы психологии [Текст] /
С. А. Изюмова.- 2004.- 68с.
10. Коростелева, Е. Ю. Развитие памяти у младших школьников в
процессе обучения [Текст] / Е. Ю. Коростелева, Т. А. Тямусова. -
Вектор науки ТГУ. No 1(1), 2010.- С. 34-38.
11. Мещенина, Т. А. Развитие памяти у младших школьников.
Методические рекомендации для педагогов [Текст] / Т. А. Мещенина. -
Нижневартовск, МАУ «Центр развития образования», 2015.- 360 с.
12. Никитина, Т. Б. Как развить хорошую память [Текст] / Т. Б.
Никитина. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.-227 с.
13. Научно – методический электронный журнал «Концепт».[Электронный ресурс] / – 2015. – Т. 10. – С. 106 – 110. URL: http://e-koncept.ru/2015/95065.htm. (дата обращения: 01.05.2022).
14. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник [Текст] / Л. Ф.
Обухова. - М. : Изд – во Юрайт, 2011.-568 с.
15. Особенности памяти в младшем школьном возрасте Н.В. Шпарага 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bstudy.net/640189/psihologiya/pamyat_mladshego_shkolnika (дата обращения: 01.05.2022).
16. Особенности развития запоминания у современных младших школьников. Современные научные исследования и инновации. Е.А. Семенова, Е.В. Сидорина 2017. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/7639(дата обращения: 01.05.2022).
17. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов [Текст] / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто (серия «Психологический практикум») Ростов-на-Дону: Феникс 384 с. 2018.
18. Репкина, Н.В. Память в учебной деятельности школьника [Текст] / Культурно-историческая психология 2018. Том. 5, № 2. С. 86–94.
19. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. - 8-е изд., перераб. и доп.
Учебное пособие [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс,
2009.-313 с.
20. Шадриков, В. Д. Мнемические способности: диагностика и
развитие [Текст] / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. - М.:
Педагогика, 2009172 с.
21. Шеховцова, И. В. Приёмы развития памяти у детей [Текст] / Молодой ученый. 2017. №37. С. 126-128.
22. Эльконин, Д. Б. Детская психология. 4-е изд. [Текст] / Д. Б.
Эльконин. - М.: «Академия», 2007.-285 с.